Домашнее задание – давняя проблема, которая требует нового решения. Не секрет, что многие педагоги, в том числе и молодые, чувствуют трудность в вопросах, связанных с домашним заданием: задавать или нет, в каком объёме, какого типа и т.д. Существуют разные взгляды на место и роль домашнего задания в процессе обучения. Вот некоторые из них:
- домашнее задание – это продолжение работы, начатой на уроке;
- это закрепление материала, изучаемого на уроке;
- домашнее задание имеет опережающий характер;
- его следует выполнять с использованием дополнительных источников информации;
- это один из видов организации внешкольной работы;
- должно развивать творчество обучающихся;
- должно быть обязательным.
Нормативными документами установлено, что домашнее задание – обязательный элемент проведения урока и задаётся на всех учебных предметах и должно быть индивидуальным и творческим. Учитель должен знать какую цель он преследует, задавая обучающимся работу домой. Домашнее задание тесно связано с работой на уроке и способствует развитию самостоятельности, творческого мышления школьников. Оно должно органически вытекать из урока, продолжать его, давать толчок к изучению новой темы. Объём должен быть минимальным и не превышать 40% от изученного на уроке. Необходимо планировать каждый пункт задания, знать его назначение и необходимость. Домашнее задание должно развивать личность обучающегося.
Чтобы аргументировать необходимость домашнего задания с педагогической точки зрения, необходимо выявить связь между разными видами деятельности. Человек развивается в деятельности и при помощи деятельности. Поэтому домашнее задание должно способствовать развитию личности обучающегося. В деятельности личность проявляет и развивается всесторонне.
Особое значение имеет объём работы дома. Если он значительный, то это перегружает обучающихся и они ищут выход из такой ситуации. Их несколько:
- не учить совсем;
- выучить поверхностно, пересмотрев материал;
- выучить всё, но сократить время на отдых.
Если урок плохо продуманный и неподготовленный, то учитель вынужден давать часть материала для самостоятельного изучения дома. Но задание может оказаться сложным и непонятным для школьников, привести к их перегрузке и отбить интерес к учёбе.
Домашнее задание должно быть мотивированным. Учитель должен чётко знать, для чего он выполняет эту работу. Для этого учителю необходимо изучить личности обучающихся; разъяснить, для чего необходимо изучение этого материала; объяснить, почему нельзя это задание выполнить на уроке.
На уроках трудового обучения домашние задания задаются систематически. Суть их сводится к тому, чтобы школьники вспомнили теоретический материал к уроку, подготовили сообщения, выполнили некоторые виды творческих заданий (без практической части), подготовились к защите творческих проектов и т.д.
Одним из обязательных условий домашнего задания – это обязательная его проверка: оно проверяется и оценивается.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания ДРИДПО
Отдел технологий ДРИДПО
Комментариев нет:
Отправить комментарий