Задачи, поставленные перед учителем трудового обучения, требуют переориентации отдельных звеньев учебно-воспитательного процесса по его совершенствованию.
Это прежде всего:
– организация личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их познавательных и жизненных интересов, способствующего осознанному выбору ими пути профессионального самоопределения;
– исключения методов принуждения к учению и использование таких методов, которые вовлекают учащихся в трудовую деятельность, вызывая чувство успеха, движения вперёд, развития;
– расширение возможностей для индивидуализации образовательных программ, эффективного решения проблем их уровневой и профильной вариативности, обеспечения самостоятельной познавательной и практической деятельности учащихся;
– обеспечение интеграции и прикладной практической направленности изучения учебного материала базовых разделов по основным «сквозным образовательным линиям», таким как «Основы проектирования», «Основы предпринимательства», «Профессиональное самоопределение», «Черчение и графика» и др.;
– формирование личной ответственности учащихся за трудовую деятельность, веры в возможность преодоления трудностей;
– использование технологии обработки материала, помогающее усваивать главные сущностные понятия, связи, значительно увеличивать объём осваиваемого материала при резком снижении нагрузки на учащегося;
– соответствие формы деятельности её содержанию;
– использование таких форм контроля и оценки знаний, которые ориентированы на учение без принуждения (тестовые задания, карточки-задания, защита творческих проектов, ролевые и деловые игры, аукционы знаний, компьютерные презентации и др.);
– самоанализ, коллективное творческое самоуправление, содружество с родителями.
– Претворение в практику обучения этих форм служит в первую очередь совершенствование отношений «учитель – ученик».
Деятельность учителя трудового обучения многогранна. Чтобы отвечать современным требованиям, он должен совмещать в себе учителя-экспериментатора, теоретика и практика, вдумчивого психолога-воспитателя, руководителя коллектива учащихся (менеджера). На первый план выходит профессионализм учителя.
Подготовка учителя трудового обучения к уроку составляет одну из существенных сторон его профессиональной деятельности. На протяжении последних десятилетий в системе образования нетрадиционным для учителей является курс на создание для учащегося возможности занимать активную, то есть инициативную позицию в учебном процессе.
Перед учителем трудового обучения встают задачи:
· формирование у школьников принципиально иной психологии: активности, предприимчивости, готовности к принятию самостоятельных решений;
· отстаивания своей позиции и точки зрения;
· ответственности за результаты и последствия своей деятельности.
Преуспеть в этом может лишь тот, кто научится чётко определять цель деятельности, выбирать наиболее рациональное и нравственно-оправданное решение, анализировать ход работы и результаты, извлекать уроки из временных неудач, преодолевать трудности. При этом внимание уделяется значительной доле выполнения практических работ учащихся, которые реализуются методом индивидуальных и коллективных творческих проектов.
Кафедра естественно-математических дисциплин и методики их преподавания ДРИДПО
Отдел технологий ДРИДПО
Комментариев нет:
Отправить комментарий